Видеогейм-юрист Райн Моррисон: «Хотите проблем? Не общайтесь с юристом до запуска»

Инди-разработчики ведут тяжелую борьбу, зачастую посвящая свободное время разработке после полного рабочего дня в офисе или вовсе оставляя стабильный заработок в пользу своей мечты. Если прибавить ко всему головную боль вроде нарушения авторского права, запутанные контракты и крупных рыночных игроков, нависающих тучей над скромными ребятами с письмами о прекращении незаконной деятельности, все это выглядит полем битвы. Ну как, уже страшно? Ничего не бойтесь — с вами супергерой по борьбе за инди-права.

Если вы не знакомы с термином «видеогейм-адвокат», возможно, вы многое пропускаете — например, полезные и бесплатные юридические советы для разработчиков игр. Райан Моррисон, партнер в компании Morrison Lee — как раз из таких адвокатов. Его часто можно встретить в тредах Твиттера и Реддита, а еще он ведет еженедельную рубрику «вопрос-ответ» в сообществе Gamedev (отличный пример одной из таких дискуссий — по ссылке).

Хотя Райан и настоящий практик настоящей юрфирмы c более чем реальными счетами, он делится невероятным количеством знаний с комьюнити совершенно бесплатно — все потому, что юрист без ума от игр. Кроме впечатляющего профиля на Реддит, Моррисон ведет блог на сайте своей компании, где можно найти ответы на самые острые вопросы гейм-индустрии.

Когда King.com зарегистрировали товарные знаки Candy и Saga и начали преследовать всех девелоперов, которые используют эти слова, Райан консультировал сразу нескольких разработчиков, попавших под горячую руку юристов гейм-великана. Кроме того, Райан стал одним из инициаторов документа Международной Ассоциации Разработчиков Игр, который содействовал утере прав Кинга на товарный знак Candy.

Все перечисленные регалии Моррисона — неоспоримое доказательство его супергеройства. Он выглядит словно герой подвигов воочию каждый день.  Мы решили познакомиться с Райаном поближе и задать ему несколько вопросов о его деятельности.

 

Райан Моррисон, на страже прав разработчиков 24/7

— Cреди девелоперов вы известны как «видеогейм-адвокат». Классно, что вы представляете сторону разработчиков! Вопрос — почему именно видеоигры?

— Все просто — это лучшая индустрия в мире. Люди, места, непрерывное развитие того, как мы взаимодействуем с экраном — это лишь неполная часть всего прекрасного, что предлагают видеоигры. Я обожаю играть в видеоигры точно так же, как и отстаивать их права.

— Как юридическая практика в сфере видеогейминга отличается от остальных игроков развлекательной индустрии, например, от музыки или кино, или Ютуб-продакшна?

— Некоторые аспекты аудиовизуального копирайта одинаковы для всех, но в целом разница все-таки есть. Во всех отраслях, что вы перечислили, потребитель не взаимодействует напрямую с тем, что слушает или смотрит. Именно поэтому видеоигры и называют «интерактивными развлечениями». Все начинается с идеи, которая воплощается в первую строчку кода, продукт, впечатление геймера, который может контролировать историю и ход игры прямо на экране. Юридическая сторона этого процесса всегда особенная. Копирайт, торговый знак, корпоративные правила могут оставаться одинаковыми, а вот их применение варьируется от случая к случаю.

— Есть ли какие-то особенные юридические вопросы, связанные с мобильными играми, о которых нужно знать разработчикам? Какие положения могут относиться к разным аспектам разработки, например, к платформам, моделям распространения и оплаты и так далее? Какие проблемы встречаются чаще остальных?

— На самом деле, таких вопросов — великое множество. Но особенно распространены проблемы, связанные с наймом сотрудников и регулированием прав на созданными ими продукт, отсутствие грамотного корпоративного соглашения для уменьшения финансовой ответственности, а также уйма затруднений с копирайтом. Самый верный способ нарваться на проблемы — не поговорить с правильным адвокатом перед тем, как начать разработку, или не поговорить вообще ни с кем.

Ну спросите вы разрешения у создателя игры перед тем, как что-то начинать!

— Мы заметили, что вы являетесь ярым противником создателей фанатских игр, проще говоря, тех, кто «списывает» с оригинальных хитов. Если следовать вашим советам, в идеале разработчики должны перестать копипастить такие игры, и это поможет им избежать разборок. Тем не менее, люди продолжают этим заниматься. Что угрожает девелоперу, если создатель оригинала решит заняться вопросом копирайта и (заранее извините) есть ли другие способы защитить себя, кроме как прекратить писать похожие игры?

— Я понимаю, что всем этим товарищам нужно практиковаться в коде, в дизайне, в чем угодно, поэтому они и используют любимую интеллектуальную собственность как подручный материал. Спустя годы они, наконец, научились кодить и запилили крутую игру Star Wars. Как думаете, что происходит дальше? Правильно, они не могут ничего релизить. И неважно, что игра бесплатная. Они выпускают игру и увеличивают шансы на полный провал. Ну спросите вы разрешения у создателя игры перед тем, как что-то начинать! Создатели могут предложить вам лицензию и благословить вас на создание игры. А могут и не благословить. Если уж вы взялись за разработку чего-то похожего на то, что вас вдохновляет, убедитесь, что ваш продукт достаточно сильно отличается от оригинала — настолько, что никто не заметит подвоха.

Чтобы создать умопомрачительную видеоигру за полцены, больше не нужны гигантские компании

— Кстати о праведном гневе — вы, кажется, состоите в открытой конфронтации со студиями-разработчиками больших игр. Каким вы видите будущее игровой индустрии в свете противостояния крупных рыб и инди-девелоперов — как среднего размера, так и настоящего андеграунда?

— Нужно понимать, насколько большие студии мы обсуждаем. Некоторые из них на столько же в струе, как и инди и создают крутой новый контент в соответствии с запросами аудитории. Остальные же превращают все в конвейер в попытках поднять показатели выручки. Первые работают на качество и рост индустрии, последние только и делают, что снижают планку. Думаю, в ближайшее время стоит ожидать продолжения бума инди-разработки. Их идеи свежи, а для того, чтобы создать умопомрачительную видеоигру за полцены, больше не нужны гигантские компании. Сделать релиз игры сейчас может команда из одного человека, и это к тому же может стать коммерчески успешным продуктом.

— Многие инди-разработчики едва ли могут позволить себе полный сетап для создания игр. Как вы думаете, что они могут сделать сами, а в каком случае им все же следует обратиться к юристу? Стоят ли своих денег такие сервисы, как Legalzoom?

— Дело, затруднительное для Legalzoom, будет сложным и для адвоката. Неважно, кто вы такой и какие у вас бюджеты — всегда найдется юрист, который сможет работать с вами. Важно осознавать, что юристу все равно, есть у вас миллион долларов или вы на нуле. В любом случае вы потенциально отвечаете по закону за свои действия. Вы начинаете бизнес, и у этого бизнеса есть определенные издержки. Найм адвоката — весомая поправка к вашему бюджету, но именно этот шаг поможет вам убедиться, что вы на верном пути. И пожалуйста, не используйте Legalzoom.

— У вас есть какие-нибудь страшилки, которыми вы могли бы с нами поделиться? Легко думать «со мной такого не случится» до тех пор пока не узнаешь, за какие вещи можно попасться — и что можно потерять.

— Не могу привести конкретных примеров, но большинство ужасных историй — следствие недостаточных знаний в сфере прав на интеллектуальную собственность и нарушения авторских прав. Поверьте, нет ничего хуже, чем потратить огромное количество времени и сил на продукт и выбросить его на свалку из-за собственной невнимательности.

— Посоветуйте, пожалуйста, полезные ресурсы для разработчиков, связанные с соблюдением закона?

— Ну как вам не стыдно! Откройте мой гид на Gamedev! Я уже несколько лет выкладываю массу общих советов для разработчиков игр и частенько устраиваю сессии в духе «вопрос-ответ». В особых случаях, естественно, лучше обратиться к профессиональному юристу.

— Каков ваш главный посыл к инди-разработчикам?

— Выше нос и оставайтесь такими же классными. Создавайте новый и уникальный контент, и у вас будет меньше головной боли и больше денег. Помните, что вы это вы потому что вы изобретательные. Поэтому творите, а не повторяйтесь.

 

Мы выражаем благодарность Райану за беседу. Не забудьте подписаться на блог Моррисона, а также его Твиттер и канал на Реддит.

Tags: , , , , ,

This is a unique website which will require a more modern browser to work! Please upgrade today!