Рынок мобильных приложений развивается крайне быстро. Зачастую выживает и получает наибольшую прибыль самый приспособленный. Продвижение продукта - затратное дело. Покупка трафика, освещение в прессе обходятся недешево, а ведь при этом продукт должен окупить затраченные ресурсы и принести прибыль.

Релиз любого продукта на любом рынке всегда сопряжен с рисками. Не всегда есть четкое понимание, как отреагируют конечные пользователи на продукт. Будут ли они совершать внутренние покупки, смотреть рекламу или же перестанут пользоваться приложением уже на следующий день?

Чтобы получить представление о поведении продукта на рынке, до того как на его продвижение будут потрачены ощутимые ресурсы, производятся “Мягкие запуски”. Во время этих запусков приложение тестируется на ограниченной аудитории вдали от основного рынка, а разработчики получают важные данные о качестве продукта и на основе этих данных принимают решение - готов ли проект к масштабному релизу и какие улучшения стоит в него привнести, чтобы повысить основные метрики.

Важен выбор рынка. Очень важно, чтобы мягкий запуск был произведен в условиях, близким к основному рынку на который ориентирован продукт. Разработчики, ориентированные на Американский рынок, часто производят мягкий запуск в Новой Зеландии, Австралии или Канаде.

Для чего производится мягкий запуск:

  • Тестируются базовые механики и цикл пользователя (core loop).
  • Происходит сбор аналитики по ключевым метрикам продукта.
  • Производится выбор наилучших источников трафика.
Для мягкого запуска необходимо иметь готовый продукт, реализованные системы монетизации, а также вшитые системы аналитики для сбора результатов. Тестирование сырого продукта не даст реальные результаты и цифры, а без аналитических ресурсов разработчики не получат необходимую информацию.

Зачастую у разработчика нет возможности добавить аналитические ключи после релиза приложения, поэтому важно заранее составить список наиболее важных вопросов и включить аналитические ключи в проект.

На что же смотрят во время мягкого запуска?

Выбор источников трафика происходит последовательно и выборочно. Трафик закупается отдельно у разных поставщиков малыми партиями и с небольшими интервалами, чтобы получить точные аналитические данные. Таким образом определяется наилучшие источники. Конечно же, данные за столь короткий период не дадут полную картину, но уже на этом этапе можно будет отсечь источники некачественного трафика и сэкономить себе уйму ресурсов в будущем.

Степень удержания продукта - один из наиболее важных показателей. Поскольку монетизировать аудиторию можно во время апдейтов или за счет сезонных эвентов, однако если приложение неспособно удержать пользователя, некого будет монетизировать. При этом рассматривается в первую очередь удержание первого, третьего и седьмого дня.

Поведение пользователей в приложении. Если в использовании приложения пользователь проходит несколько этапов, важно знать, какие этапы он проходит, а на каких - застревает. Какие элементы приложения используются чаще, а какие - обходит стороной. Это даст важную информацию о том, на чем следует концентрировать внимание в первую очередь. Ведь следом за мягким запуском последует предрелизный апдейт. И нужно будет принимать решение, какие именно части продукта нужно будет улучшать или дополнять в первую очередь.

Модель мягкого запуска лучшим образом и без лишних рисков позволяет проводить a/b тестирование. Объектами a/b тестирования часто становятся не только иконка, описание и скриншоты, но и интерфейс, обучение и даже модели монетизации.

Например, можно на двух схожих рынках запустить различные способы отображения рекламы или ввести разную ценовую политику. Здесь оптимальный вариант будет собирательным из общей эффективности модели и поведения общих метрик. Так при увеличении отображаемой рекламы количество переходов может увеличиться, однако ретенция - уменьшиться, что в итоге будет нежелательно для проекта.

Во время мягкого запуска нужно помнить, что реальные данные невозможно получить за пару часов. Более менее значимую информацию можно получить за 2-4 недели непрерывного наблюдения за проектом на рынке.

Что делать после мягкого запуска?

Первый и главный вопрос, на который должны ответить себе разработчики исходя из результатов: готовы ли они продолжать работать над проектом? Вопрос этот тяжелый и трудный - студия “Supercell”, автор “Clash of Clans”, после мягкого запуска закрыла уже три проекта - включая “Spooky Pop” в начале этого года.

Если же проект удовлетворяет основным требованиям разработчика, производится работа по улучшению узких мест, открывшихся во время мягкого запуска. Данные анализируются и становятся приоритетными задачами для апдейта перед глобальным релизом.